Украина, Киев, ул. Приколейная 21
ПН-ПТ: 9.00 - 19:00, СБ-ВС: Выходной

История создания подушек безопасности airbag

Оставьте
заявку
и получите наш обновленный прайс-лист со сниженными ценами на все услуги
Александр Никоненко
(01.09.2020)

Прежде, чем прочно обосноваться в салоне автомобилей, и стать их неотъемлемой частью, подушкам безопасности пришлось пройти через массу трансформаций. На самом деле, Airbag в привычном для нас виде появились всего около 40 лет назад, а их первые прототипы были созданы в середине прошлого века, и с тех пор постоянно изменялись и совершенствовались.

За свою короткую историю подушки безопасности спасли тысячи человеческих жизней. И поэтому это изобретение заслуживает того, чтобы все знали имена тех, кто впервые придумал Airbag, и его историю создания. 

с чего началась история подушек безопасности фото

Кто и когда придумал Airbag

Теперь, приобретая новый автомобиль в салоне, всё равно какой он марки, вам уже даже не нужно спрашивать оснащен ли он подушками безопасности. Это само собой разумеется, так как за последнее десятилетие ни один автомобиль всех мировых автопроизводителей не сошёл с конвейера без установленных Airbag. 

Сейчас эта система кажется нам удивительно простой, а в её эффективности уже успели убедиться водители со всего мира, побывавшие в ДТП, и отделавшиеся, как говорится, легким испугом, благодаря вовремя пришедшим на помощь подушкам безопасности.

Но за кажущейся простотой стоят годы упорного труда инженеров, проектировщиков и испытателей. А началась история этого изобретения вот так:

  • В 1953 году американский военный инженер в отставке, Джон Хетрик, по пути на ферму не справился с управлением, отвлекшись на перебегавшего дорогу оленя, и машина слетела в кювет. К счастью, никто не пострадал, хотя вместе с ним в машине находились жена и маленькая дочка. Но Хетрик понял, что в следующий раз им может повезти меньше, и задумался над созданием приспособления, способного защитить пассажиров от удара головой о переднюю панель при резком торможении или столкновении. 

    В результате его раздумий появился первый проект подушки безопасности. Он был запатентован в августе того же 1953 г. Но изобретение ещё предстояло воплотить в жизнь, так как существовало оно только на чертежах.
     
  • А практически одновременно, в ноябре 1953 года, подобное устройство появилось и в Германии. Создателем немецкого варианта подушки безопасности  airbag стал Вальтер Линдерер. Его изобретение было практически аналогично устройству, которое придумал Джон Хетрик, и тоже имело только схематическое изображение. 
     
  • Но на практике всё оказалось иначе, и подушка безопасности не хотела вести себя так, как рассчитывали изобретатели.
    Силы сжатого воздуха в баллоне, который планировалось установить под капотом, не хватало для своевременного надувания подушек безопасности, и от этого варианта осталось только название «воздушные», хотя внутри них давно уже находится совсем не воздух. А вот наименование «cushion», как в своё время придумал называть своё изобретение Хетрик, совсем не прижилось. И современное название Airbag в буквальном переводе означает «воздушный мешок».
     
  • Поняв, что изобретение бесперспективно, и реализовать его в таком виде, как придумали Хетрик и Линдерер , невозможно, о нем на некоторое время забыли. И только в 1963 г., через 10 лет после первого изобретения, японский учёный Ясузобуро Кобори придумал, чем можно заменить воздух в подушках безопасности, чтобы они стали более эффективными, и могли надуваться за доли секунды. Он предложил использовать пиропатроны, генерирующие газ от сжигаемых внутри таблеток азида натрия, и это оказалось идеальным решением. Но и этого было недостаточно – теперь нужно было придумать устройство, дающее Airbag сигнал к срабатыванию.

    как выглядели первые подушки безопасности фото
     
  • Первый прототип современного датчика для Airbag был изобретён снова в Америке. Его придумал в 1967 г. Аллен Брид, и получил за свою идею всего лишь 5$. Но конструкция, в которой перемещающийся от удара шарик замыкал контакты, и приводил к выстреливанию пиропатрона и надуванию подушки безопасности, оказалась настолько удобной, что этот принцип до сих пор используется в современных датчиках Airbag.
     
  • В 60-е годы в США начался автомобильный бум, и, соответственно, участилось количество аварий с человеческими жертвами. Приняв во внимание угрожающий фактор, правительство в 1967 г. выпустило указ оснастить все машины дополнительными системами безопасности, и сделать это надлежало к 1969 году.

    Вот тогда и вспомнились все изобретения первых воздушных подушек Airbag, и их  решили в срочном порядке свести воедино, изменить и доработать. Этим занялся Аллен Брид, и благодаря ему появилась вполне жизнеспособная система, обеспечивающая своевременное срабатывание подушек безопасности в автомобилях, и началась её новая история.
     
  • За внедрение подушек безопасности одновременно взялись несколько автомобильных концернов Европы и Америки. Но для того, чтобы запустить Airbag в серийное производство, необходимо было сначала испытать его в краш-тестах, с манекенами в качестве водителя и пассажиров.

    И даже после того, как систему безопасности Airbag признали эффективной, испытания продолжались. Концерн Ford вначале 70-х выпустил партию экспериментальных авто с подушками безопасности, и в качестве добровольных испытателей на них ездили только сотрудники компании.

    как придумали подушки безопасности в автомобиле фото
     
  • Первой в мире машиной с установленными подушками безопасности, производство которой было поставлено на поток, считается авто выпуска 1973 г. Oldsmobile Toronado. В том же году они появились как пробный вариант на моделях Chevrolet Impala, пока под рабочим названием «Air Cushion Restraint System» (скрытая воздушная подушка).

    А далее к истории развития подушек безопасности подключились практически все ведущие автоконцерны. Каждый из них со временем придумал и изобрел что-то своё, делясь изобретением с другими, и постепенно совершенствуя Airbag. 
     
  • В 1980 г. появились первые оснащённые фронтальными подушками безопасности автомобили компании Mercedes-Benz.
     
  • Инженеры Volvo к середине 90-х придумали устанавливать в своих авто дополнительные боковые подушки безопасности.
     
  • В 1998 г. к развитию изобретения подключились одновременно Toyota, придумав шторки для защиты головы, и Kia, внедрив подушки безопасности для коленей.
     
  • В 2011 г. компания Форд объединила ремни безопасности и воздушные подушки Airbag, и стала устанавливать надувающиеся в случае опасности ремни на задних сидениях в своих автомобилях.
     
  • В 2012 г. Volvo предложили обезопасить не только людей, находящихся в салоне автомобилей, но и пеших участников ДТП, и придумали наружные воздушные подушки. Но этот вариант Airbag еще находится в стадии развития, так как для его эффективной работы требуется принципиально новый датчик, который мог бы работать на опережение, и наполнять воздушную подушку еще до того, как произошел удар.

Учитывая возможности современных ученых, можно с уверенностью заявить, что они обязательно в ближайшем будущем придумают, как решить эту задачу. А, возможно, смогут изобрести ещё более действенную систему, достойно продолжив историю Airbag. Ведь если почти сотню лет назад изобретатели, не владеющие таким багажом знаний и новейшим высокотехничным оборудованием, смогли придумать первые воздушные подушки, то почему бы сейчас и не появиться их более «продвинутым» вариациям?

Instagram
@airbag__service