Украина, Киев, ул. Приколейная 21
ПН-ПТ: 9.00 - 19:00, СБ-ВС: Выходной

Как устроен ремень безопасности: принцип действия

Оставьте
заявку
и получите наш обновленный прайс-лист со сниженными ценами на все услуги
Александр Никоненко
(10.12.2020)

Ремни безопасности – самое старое и надёжное устройство для защиты водителей и пассажиров при ДТП. Ещё за много лет до изобретения воздушных подушек они уже спасали человеческие жизни. И даже теперь, когда Airbag входит в комплектацию каждого автомобиля, им не удалось полностью заменить ремни безопасности, которые являются очень важным элементом системы СРС.

Конечно, его конструкция с годами модернизировалась, но принцип действия ремня безопасности остался тем же, что и почти 100 лет назад. Он удерживает пристёгнутого человека в автомобильном кресле, не давая ему при столкновении вылететь из машины и уменьшая силу ударов о твёрдые детали салона. Несмотря на привычность этого устройства, мало кто знает, из чего оно состоит и как работает. Давайте посмотрим, каким образом ремням удаётся обеспечивать вашу безопасность.

Элементы конструкции ремня безопасности 

При кажущейся простоте, устройство ремня безопасности довольно сложное. Конструкция состоит из нескольких механизмов, слаженное действие которых обеспечивает человеку эффективную защиту в случае удара или экстренного торможения.

ремень безопасности конструкция фото
В комплектацию современных ремней безопасности входят:

  • Лента (лямка, ремень). Выполняется из сверхпрочного синтетического материала, способного выдерживать огромные нагрузки. Делятся на плечевые, удерживающие верхнюю часть туловища, и поясные, закрепляющиеся в районе поясницы.
  • Замок. Разъёмный механизм, установленный на ленте. Благодаря ему лямки проще укладывать, удобно располагая на теле.
  • Крепления. Металлические болты из твёрдых сплавов. Закрепляются на элементах кузова или сидения, и надёжно фиксируют ленту.
  • Инерционные катушки. Механизм для регулировки натяжения лямок. Работает по такому принципу: позволяет вытянуть ленту плавным движением на нужную длину, и автоматически втягивает её при расстёгивании замка. 
  • Ограничители. Устанавливаются на оси инерционной катушки. Стопорят ленту, не давая ей разматываться рывками при ударах и торможениях автомобиля.
  • Преднатяжители. Один из новейших элементов ремней безопасности, входящий в систему Airbag. Во время ДТП в преднатяжителе выстреливает пиропатрон, и механизм срабатывает, натягивая ленту для оптимального удерживания человека в автокресле.

Виды ремней безопасности

На сегодняшний день существует целый ряд видов ремней безопасности, отличающихся по принципу действия механизма или количеству крепёжных точек.
Основные виды ремней безопасности по принципу действия устройства:

  1. Статический. Механизм с ручной регулировкой длины ленты. Из-за несовершенства такой конструкции современные автопроизводители её уже не применяют, и такое устройство можно встретить только в старых машинах.
  2. Динамический. Более удобный принцип действия механизма, при котором лямки подстраиваются под движения человека, автоматически удлиняясь и сматываясь. А срабатывающий при резких торможениях фиксатор останавливает движение ленты, прижимая тело к спинке сидения.
  3. Опережающий. Самый продвинутый вариант, при котором ремни безопасности взаимодействуют с системой SRS. Механизм работает на опережение, и, получив сигнал от датчика удара, успевает натянуть лямки ещё до того, как тело по инерции начнёт двигаться навстречу опасности.

принцип работы ремня безопасности фото

По количеству точек крепления ремни безопасности делятся на такие виды:

  • 2-х точечные. Малоэффективный, и поэтому практически снятый с производства вариант. Лямку, имеющую всего 2 крепежа, сложно  использовать, и она не может обеспечить качественную поддержку.
  • 3-х точечные (диагонально-поясные). Самое универсальное устройство, применяющееся в большинстве автомобилей. Удерживает одновременно грудную и поясничную зону, и имеет высокий уровень комфорта и защиты.
  • 4-х точечные. Надёжный, но не очень удобный вид ремня безопасности. Лямки, прикреплённые к сидению, проходят через оба плеча и поясницу. Применяются в основном в спортивных авто и некоторых внедорожниках.
  • 5-и и 6-и точечные. Конструкция с 5-ю креплениями используется для детских автокресел и гоночных автомобилей. В ней, кроме грудных и поясных, имеется дополнительная лента, проходящая между ног. В 6-и точечных устройствах таких лямок две, и они применяются только для оснащения специализированных авто, развивающих сверхскорости (суперкаров и болидов).

Производители постоянно работают над усовершенствованием ремней безопасности, применяя для этого самые современные технологии. Одна из инновационных наработок, которая может вскоре появиться в автомобилях – лента, совмещённая с воздушной подушкой. Она будет реагировать на сигналы датчиков, и надуваться при ДТП, смягчая нагрузку.


Но и те ремни безопасности, которые сейчас устанавливаются в машинах, очень эффективно работают в вашу пользу. Согласно статистике, это устройство помогает выжить и не получить серьёзных повреждений в 70% аварийных ситуаций. Поэтому водителю никогда не следует пренебрегать безопасностью, и не только самому пристёгиваться ремнями, но и требовать этого от своих пассажиров.

Instagram
@airbag__service